План работы с одаренными детьми
Так как одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде, а в большой степени зависит и от окружающей среды, от характера его деятельности, необходимо проводить целенаправленную работу по выявлению и развитию различных видов детской одаренности по следующим направлениям:
- Вовлечение детей в деятельность по интересам;
- Организация научно-исследовательской деятельности учащихся;
- Организация олимпиад, соревнований, конкурсов;
- Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;
- Развитие умений самостоятельно работать;
- Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов;
- Обучение творческим методам работы.
на диагностическом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках предмета. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.
На втором этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, мозговые штормы, ролевые тренинги, научно-практические работы, проектные задания и т.д.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциям системы являются обучение и воспитание, а организующим началам – игра.
Критерии выявления одаренности:
- активность, динамичность интеллектуальной деятельности;
- наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений, навыков;
- систематическое самообразование;
- креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах).
Цель работы с одаренными детьми:
1. Выявление одаренных детей.
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Формы работы с одаренными учащимися
групповые занятия с сильными учащимися;
кружки по интересам;
конкурсы;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам.
Система работы с одарёнными детьми (презентация)
|